Елагиноостровский дворец

ИСТОРИЯ

Дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове занимает особое место в Санкт-Петербурге. По приказу императора Александра 1 на землях в черте Петербурга, приобретенных в казну, было решено построить летнюю резиденцию для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Выбор архитектора пал на молодого Карло Росси. Сочетание дворцового комплекса, парка, реки, искусственных прудов и моря, выделяет его среди всех европейских парков. 1/4 ХIХ века. Это единственный дошедший до наших дней не тронутый временем целостный архитектурный ансамбль этого периода. С начала строительства Елагиноостровского ансамбля в 1818 году вплоть до революции 1917 года Елагин остров и Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха русской императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостовском дворце сложилась уникальная коллекция русского декоративно-прикладного искусства, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно- прикладного искусства - Карло Росси. На протяжении ХУШ века у острова сменилось девять вельможных владельцев. Каждый из владельцев Елагина острова вносил в его благоустройство что-то свое; а поскольку все они были крупными государственными деятелями, то и размах строительства был соответствующий. За это время остров несколько раз переименовывался и долго не имел устойчивого названия. В начале ХУШ века группа солдат, вышедших в дозор (в целях поиска шведских разведчиков) на нынешнем Елагином острове, наткнулась не на шведский патруль, а на…медведя. В связи с этим забавным происшествием остров стали именовать Мишиным или Мишкиным. На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. Это название сохранялось в течение всего ХУШ века как официальное. Свое нынешнее название остров получил в конце 70-х годов ХУШ в. по имени пятого его владельца - Ивана Перфильевича Елагина (1725-1794), обер-гофмейстера императорского двора Екатерины П, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. Елагин рачительно взялся за освоение и благоустройство своего владения. Появились каменные строения; в том числе большой 3-х этажный дом, (возможно работы Д.Кваренги). Были созданы мосты, окружная каретная дорога.. На острове вырыли каналы и пруды, поставили шлюзы, сохранившиеся до нашего времени После смерти Елагина остров перешел к графу Орлову В.Г. В.Г.Орлов продал Елагин остров в 1817 году вместе его со всеми каменными и деревянными постройками за 35 тысяч рублей императорскому Кабинету Интересно, что Александр I, купив остров, не стал его переименовывать. В 1818 г. по указу императора Александра 1 был образовван "Комитет для перестройки бывшего елагина дома",постройки Кухонного, Конюшенного корпусов, большой каменной Оранжереи и прочего на Елагином острове. При разработке проекта перестройки дворца Росси был ограничен объемом уже существующего здания. Сохранив общий план, он должен был полностью изменить внешний вид и внутренний облик дворца, приноровив его к жизни и вкусам Императора Александра I и Императрицы Матери. Он увеличивает объем здания за счет надстройки третьего этажа, образующего переход к венчающему здание куполу. Архитектор старался по возможности сохранить старые кирпичные стены, но в значительной степени изменил фасады, сделав их более парадными. Дворец имеет два парадных фасада, не повторяющих формы друг друга. Оба фасада имеют традиционную трехчастную композицию Главный фасад дворца обращен к парку и лежащему перед ним Масляному лугу, выделен шестиколонным портиком, придающим особую торжественность всему зданию (К парадному входу ведут дугообразные пандусы и широкая лестница, которую зодчий украсил изваяниями львов Это копии сторожевых львов флорентийской площади Синьории. Сторожевые львы Елагина дворца - это первая пара львов в нашем городе, отлитая в чугуне. Они были созданы в 1822 году на Петербургском казенном литейном заводе.Боковые ризалиты оформлены портиками с фронтонами. Восточный фасад дворца обращенный к реке, решен иначе, его центральная часть - полуротонда окружена шестью коринфскими колоннами, прекрасных пропорций. Лестничные ступеньки веерообразно повторяют очертания центрального полукруглого выступа, украшенного белокаменными вазами и декоративными чугунными корзинами, работы П.Трискорни по рисунку Карло Росси. Декоративно-скульптурное убранство - вазы, фигуры львов взяты из арсенала античного искусства. И вазы, и корзины создают пространственный эффект, подобный пропилеям. Такой прием способствовал связи дворца с окружающим парком. Внешний вид дворца - праздничный и парадный - соответствовал внутреннему убранству. С особым блеском Росси проявил свой талант в работах по оформлению интерьеров Елагина дворца, в которых парадная представительность совмещалась с изяществом, камерностью и уютом. Парадные помещения составляли анфиладу и располагались на первом этаже дворца. На втором этаже находились личные покои, более скромно декорированные и меньшие по объему, так как высота второго этажа была значительно ниже первого. На третьем этаже размещалась домовая церковь во имя Св.Николая. Центральную часть дворца занимает перекрытый куполом Овальный двухвсетный зал, расположенный на одной оси с парадным вестибюлем и обращенный окнами к реке. Он был рассчитан на два этажа и являлся самым большим из помещений парадной анфилады. К нему симметрично примыкают две гостиные - Голубая и Малиновая. Через Малиновую гостиную был проход в Столовую, расположенную вдоль всего северного фасада. Из Голубой гостиной можно было попасть в Угловой кабинет, получивший позднее название Фарфорового, а из него в личные покои Марии Федоровны - в Опочивальню (Парадную спальню) и Туалетную комнату, находившуюся с южной стороны помещения. Передняя или парадный Вестибюль открывали вход во дворец со стороны Масляного луга Вестибюль вводит посетителя в мир изысканного дворцового интерьера. В планировке здания он занимает особое место. Его скромные размеры говорят о камерности всего дворца. Строгому принципу симметрии подчинены четыре попарно расположенные ниши, в которых установлены рельефы с алебастровыми, чуть выше человеческого роста, фигурами жриц богини Весты с чашами в руках Скульптурно-декоративное убранство дворца обязано своим великолепием мастерам русского классицизма - М.Пименову и В.Демут-Малиновскому. Оставляя приоритет за круглой пластикой, Карл Росси широко использует основной декоративный элемент классицизма - скульптурный рельеф: панно с многофигурными композициями на историческую тему, фигурно-орнаментальными и растительными мотивами. Овальный зал был декорирован торжественно и строго, огромная роль в его убранстве отводилась скульптурному оформлению. Пластический декор Овального зала выполнен Демут-Малиновским Работы по его декоративному убранству проводились в 1822 году. Эскизы оформления были разработаны самим Росси, который планировал Овальный зал как центр всей композиции дворца. Вся система росписей отвечала требованиям вкусам времени. Характерными особенностями оформления стали принцип симметрии, который соблюдался в каждом отдельном интерьере. Тип росписи, ее тематика, цветовое решение соответствовали назначению помещения. То, что хозяйкой дворца была женщина, определило и характер их тематики. В той или иной степени в них звучат любовные мотивы: сюжеты с изображениями резвящихся купидонов встречаются в каждой комнате, . За основу всего декоративного оформления был взят ордерный принцип. Росписи потолков и стен помещались либо ленточным фризом, либо делились на самостоятельные панно, расположенные в разных плоскостях. Середина потолка украшалась одной лишь розеткой в центре росписи сосредотачивались по краям плафона или в падугах. Только потолок Овального зала полностью заполнен кессонами, написанными в технике гризайль Выделяется и роспись Кабинета, где почти вся поверхность потолка декорирована орнаментальными мотивами, напоминающими затейливую шкатулку. Его характер полностью определялся росписью: фигуры танцующих граций, купидонов, цветочные гирлянды и орнаменты являются основным мотивом Живопись Кабинета была решена в одном декоративном ключе - в полихромии. Она выделялась праздничностью среди других помещений дворца. Роспись стен и потолков была сделана Виги и Скотти масляными красками по стюку. Благодаря идеально гладкому фону и яркому живописному слою создавалось ощущение росписи по фарфору Резиденция для летнего отдыха предполагала наличие обширной парковой зоны. Вся композиционная схема Елагиноостровского парка строилась относительно дворца и, как было принято в русской усадьбе, на него ориентированы не только архитектурные объекты, но и ландшафт парка в целом, а так же различные его детали. Парк Елагина острова включает в себя девять прудов и состоит из нескольких композиционно связанных между собой частей, каждая из которых обладает индивидуальными художественными особенностями. Своеобразие каждой части подчеркивается ее историческим названием: живописная поляна перед дворцом называется Масляный луг; территория вокруг дворца именуется Собственный сад; южная часть острова - Старый английский сад; юго-восточная часть - Новый английский сад; вся средняя часть острова называется Рощей; побережье Финского залива - Западная стрелка. В течение многих лет Елагин дворец являлся царской резиденцией. После Великой Октябрьской социалистической революции в нем был открыт Историко-бытовой музей, В годы Великой Отечественной войны, в тяжелые дня блокады Ленинграда, Елагин дворец подвергся страшному разрушению. 16 января 1942 г., во время очередного обстрела города фашистской артиллерией два снаряда пробили кровлю и перекрытия. Разорвавшись в подвале, он сильно разрушили Вестибюль. Наибольшие же разрушения были нанесены дворцу Когда снаряды повредили дымоходы, в результате чего в нем вспыхнул пожар. Огонь охватил все здание. Рухнула кровля. Обвалились чердачные и междуэтажные перекрытия. Живописные плафоны, рельефы и статуи, искусственный мрамор, наборные паркеты и изумительные двери - все это было уничтожено пламенем. Сохранился лишь каменный остов фасадов и капитальные внутренние стены с незначительными, опаленными огнем фрагментами "стюка", штукатурки, орнаментальных украшений мраморных каминов и лепки. Казалось, что возродить дворец из руин невозможно, но едва закончилась война, как в 1946 году архитектор В.М.Савков произвел фиксацию уцелевших деталей отделки дворца. Остатки росписей зарисовали и сняли с них кальку. Научный сотрудник Государственной инспекции по охране памятников А.Н.Петров собрал обширные архивные материалы по истории строительства дворца и написал подробную справку, обосновывающую возможность его восстановления. В дальнейшем разработка проекта восстановления дворец была поручена архитектору М.М.Плотникову, который детально изучил чертежи К.Росси, дворцовые описи, иконографию, произвел множество обмеров, реставрационные работы, продолжались около восьми лет. Прежде всего были восстановлены в первоначальном виде фасады дворца и выполнены общестроительные работы внутри здания. В 1958 году реставраторы закончили отделку комнат второго и третьего этажей. Наиболее сложные и трудоемкие работы реставраторы осуществили в парадных помещениях первого этажа. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Вскоре его двери открылись для посетителей. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания. Приказом СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 ансамбль Елагина острова признан Памятником архитектуры Федерального значения. В 1961 г. Отреставрированный дворец принял первых посетителей. С 1987 года в Елагиноостовском дворце открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX1 веков. Научный отдел музея стал вести работу по изучению, пропаганде Елагиноостровского ансамбля, учету его художественных ценностей. В Конюшенном корпусе разместился центр современного искусства. В Павильоне под флагом (отреставрированном в 2004 г.) создана экспозиция, посвященная Карлу Росси. Фонды музея составляют в настоящее время 13 тысяч едениц хранения.Более 2 тысяч едениц составляет фонд керамики ХУП - ХХ! вв. На основе этой коллекции музей планирует создать ТКЦ "Музей Керамики". Мы хотим иметь не только предметы современного искусства, но и открывать новые имена художников, наших современников, работающих в керамике.

Сайт управляется системой uCoz